Самая распространенная на данный момент концепция Ада изложена в "Божественной комедии" Данте Алигьери. А вы замечали когда-нибудь, что в этом произведении и в большинстве современных представлений (взять хотя бы пресловутый сериал "Сверхъестественное" ) муки Ада - это муки чисто физические. Вспомним Данта (перевод Мина):

Здѣсь, съ двухъ сторонъ, всѣмъ суждено вращать
Предъ грудью камни съ воплемъ, съ страшнымъ крикомъ. (Адъ. Пѣснь VII)

Могилами изрыты крутояры:
Такую здѣсь увидѣлъ я страну,
Но видъ ея былъ полонъ горшей кары.
Огонь, змѣясь между могилъ по дну,
Ихъ раскалялъ съ такой ужасной силой,
Какъ никогда не плавятъ сталь въ горну. (Адъ. Пѣснь IХ)

При сихъ словахъ, поднявши обѣ руки,
Шиши просунулъ межъ перстовъ злодѣй
И проклиналъ весь адъ и адски муки.
Но тутъ змѣя — съ тѣхъ поръ люблю я змѣй! —
Ему стянула будто петлей шею,
Какъ бы сказавши: продолжать не смѣй!
Другая, кинувшись на грудь злодѣю,
Такъ сжала руки, такъ впилась въ него,
Что двинуть онъ не могъ рукой своею. (Адъ. Пѣснь ХXV)

 

Ну, и так далее.

Мне всегда подобные представления казались примитивными. Человек, даже изображая муки души, не способен отречься от своей плоти и проецитирует на тело то, чем должна тяготиться душа.

Нужно сказать, что теорий Ада существует множество, и в эпоху Средних веков каждый стоящий философ предлагал собственную трактовку. К сожалению, я не помню сейчас автора, но одна теория мне очень понравилась. По его мнению Ад - это ничто. Серая пустыня, где нет ничего, ни одного предмета для мыслей и чувств. И в этой пустыне душа грешника должна влачить вечное существование вплоть до Второго Пришествия. Впечатляет, не правда ли? Так просто и так жестоко. Хотя большинство наших современников еще при жизни ввергнуты в эту пустыню: ни о чем не думают и ничего не хотят.

Не смотря на примитивную концепцию Ада (с моей точки зрения), произведение Данта величественно и вдохновляло мноих мыслителей и творцов. Существуют могучие по своему духу гравюры Густава Доре, которые представлены в некоторых советских изданиях "Божественной комедии". Но я не могу не восхититься иллюстрациями Дали, которые при всей своей сюрреалистичности преисполнены все той же энергией и страданиями, тем же огнем и светом, какие мы находим и в стихах Данте.